Поиск:

Контакты:

Центр дизайна
ARTPLAY на Яузе,
105120, Москва,
Нижняя Сыромятническая, 10,
стр. 3, офис 30
тел.: (495) 646-88-96

Написать письмо »

Статьи

Малобюджетные и партизанские кампании для некоммерческих организаций

Малобюджетные и партизанские кампании для некоммерческих организаций

Материал подготовлен на основе мастер-класса, проведенного в Санкт-Петербурге в рамках конференции «Повышение доверия к НКО»

Материал подготовлен на основе мастер-класса, проведенного в Санкт-Петербурге в рамках конференции «Повышение доверия к НКО».

Основной фокус внимания в данной статье определен открывающимися новыми возможностями сети Интернет – транспортной среды для открытой и публичной жизни некоммерческих организаций, социальных групп и энтузиастов.

Первый факт – блогосфера достигла уровня традиционных медиа. Так, публикация и обсуждение новостей в блогосфере (Livejournal, Blogspot, Twitter и т.д.) зачастую опережает публикации официальных даже официальных online СМИ. Блог НКО, а лучше, если это группа блогов сторонников и соратников, связанных с сайтом НКО - это эффективный интерактивный медиаканал, новый популярный и перспективный аналог СМИ, в котором журналистами и редакторами являются сами пользователи, сотрудники и благополучатели услуг НКО.
Наиболее яркие примеры можно увидеть в практике экологических организаций – WWF, Greenpeace, Ecowiki, ЭКОМ и т.д. Например, в акции Greenpeace-Россия против мусоросжигательных заводов в Москве и Санкт-Петербурге приняло участие более 50000 человек, охват аудитории кампании превышает несколько миллионов человек, а главным итогом стала отмена решения на строительство этих заводов (хотя официально и не связанная с деятельностью экологов).
Благодаря презентации директора Интернет-проектов Дмитрия Кузнецова, можно увидеть несколько закономерностей в организации малобюджетных кампаний на примере кампании против мусоросжигательных заводов.
Акции Greenpeace на базе сети Интернет начинаются с группы сторонников, которые готовы выступить «послами, представителями», первым кругом, который приглашает уже свой круг друзей включаться в активность и так далее, круг за кругом. Кроме этого, в рамках проекта по борьбе со строительством в Москве и Санкт-Петербурге мусоросжигательных заводов (МСЗ) Greenpeace визуализировал проблему, создал специальную карту, на которой можно увидеть жилые районы городов, попадающие в «зону поражения» деятельности МСЗ. Само название МСЗ становится частью имени домена акции – StopMSZ, а основная работа направлена на сбор подписей и информирование жителей. Карта распространилась в сотнях блогов. Тема StopMSZ  попала в список наиболее обсуждаемых в блогосфере страны. Но самое интересное начинается, когда Greenpeace создает лицо акции – Trashmen_2009 (ростовая кукла – «Зеленый бачок»), со своим блогом, жизнью и реальными приключениями в рамках кампании.  Именно благодаря ему и его позитивному участию в судьбе жителей двух столиц, акция выходит на национальные каналы, герой становится любимчиком журналистов и объектом постоянной (и незаконной) ловли для сотрудников МВД. В Интернете стабильно распространяются видеоматериалы о противодействии сотрудникам Greenpeace и «Зеленому бачку», фотографии создают основу для массовых «фестивалей фотожаб» и т.д. По итогам акции Greenpeace собрал 45000 подписей в сети, 35000 пользователей стали киберакивистами, а «Бачок» продолжает радовать журналистов и местные администрации.
Что еще важно отметить при проведении подобных акций?
Некоммерческим организациям необходимо создавать сервисы для своих сторонников и сотрудников СМИ, направленные на повышение интерактивных функций, на расширение аудитории за счет нового содержания контента в сети и понятных простых вариантов соучастия. Важно рассматривать себя, свои сайт, свои лозунги и сообщения, как информационные сообщения, как новости серьезного СМИ, подобно центральным каналам ТВ – со всей качественностью, спродуманностью и отвественностью.

Кроме этого важно создавать фото и видео-контент, направленый на распространение анонсов событий, обсуждений, обзоров по социальной проблеме, или примеров прямых акций, а также стимулировать посетителей сайта, сторонников НКО к созданию авторских текстовых, фото и видео-комментариев читателей.

И, наконец, некомерческие организации должны и могут отслеживать и  анализировать опыт интернет-решений социальных проблем в реальном времени. Ведь каждый день мы узнаем о новых видеообращениях сотрудников МВД, или «утечках» информации о коррупции чиновников, или об акцих региональных молодежных групп по привлечению внимания к той или иной проблеме. НКО могут учиться и находить эффективные решения на чужом опыте, не «наступая на грабли» и, в то же время, используя проверенные способы работы.

Например, идеальным образцом для профессионального анализа механизмов и принципов взаимодействия с массовой аудиторией в решении социальных проблем является пример параллельной реализации в России проектов «Охота за мигалками» газеты «Ведомости» и общественной акции «Синие ведерки» и т.д.
Все эти активности могут показаться сложно управляемыми и требующими большого числа сотрудников или добровольцев. Но,
с одной стороны у реально действующей некоммерческой организации добровольцы как правило есть, а, с другой стороны все активности на разных Интернет-ресурсах и социальных сетях могут и должны быть связаны в единый рисунок, ткань.
Сервисов объединенного управления аккаунтами одновременно нескольких социальных сетей сейчас все больше. Пользователь может через одну кнопку разместить свою запись сразу в десятки Интернет-пространств, и если, в каждом из них находятся сторонники и читатели блогов, групп, страниц НКО – можно обеспечить охват, сопоставимый с традиционными медиа.
Еще один важный момент для деятельности НКО связан с организацией самозанятости и организацией коллективных действий. Интернет давно перестал быть пространством узкой группы технических специалистов. В России десятки миллионов людей пользуются блогхостингом LiveJournal.com, а самыми популярными социальными сетями явялются Vkontakte, Odnoklassniki, Facebook и т.д. объединяя уже до половины всех жителей страны. Очевидно, что эта аудитория, - которая читает и размещает контент во всех этих сетях и блогах - способна и, что важно, стремится к производству творческого продукта, так как в потребностях этой широкой аудитории присутствует самореализация.

Некоммерческие организации могут и строят на этом активность по организации коллективных действий, сервисы самозанятости, само- и взаимопомощи и условий для создания коллективных продуктов. Вот далеко не полный перечень возможных направлений для малобюджетных активностей и кампаний:
• Обучающие сервисы  пользователей для пользователей – один из простых, востребованных и активно развивающихся сервисов сети. Обучение может касаться широкого круга вещей – от рекомендательных сервисов по правам потребителей до того, как бойкотировать товары того или иного неэтичного бренда или производителя.
• Коллективные продукты – оформление возможностей для коллективного создания интеллектуальных и творческих продуктов – от совместный решений и сбора подписей до создания этических кодексов, написания книг, подготовки массовых выставок и фестивалей.
• Сервисы для функционирования и развития оффлайн сообществ, событий – если раньше для существования НКО часто требовались офисы или залы, то сейчас можно построить реальное функционирование организации на базе сети, обеспечив еще больше возможностей в том числе и для удаленного участия сторонников НКО в его деятельности.
• Сервисы для монетизации различных платных услуг НКО или сбора пожертвований пользователей – указанные выше услуги и продукты, создаваемые пользователями, с одной стороны будут востребованы и, с другой стороны, нуждаются в механизмах для монетизации. 
Одним из таких образцов может стать проект Ecowiki, реализующий на базе открытых для редактирования всем пользователям интернет сайтов. Вот несколько активностей из большого количества проектов, управляет которыми три энтузиаста при поддержке большого числа сторонников, добровольцев и специалистов.
• Вики-портал Ecowiki.ru для сбора единой базы актуальных знаний и ресурсов по различным эко-направлениям.
• Пример вики-страницы с описанием потребностей и задач, редактируемая по мере изменения ситуации http://link.ecowiki.ru/dnihelp. Такие страницы могут создаваться по любой значимой проблеме и управляться самими жителями, вовлеченными в ее мониторинг и решение.
• Рассылка Зеленого Информационного Агентства и продвижение эко-сообщества http://groups.google.ru/group/ecowiki. Рассылка управляется самим пользователем.
• Акция 100%НеПакет – возможность открыть акцию в своем городе любому желающему. http://link.ecowiki.ru/100nepaket
• Кооперация для решения проблемы вывоза макулатуры из офисов http://link.ecowiki.ru/spasiderevo
• Партнерский проект Ecowiki.ru и фонда «Экология и Мир». Показ фильма «Home» в школах, эко-образовательная активность с использованием интернет-сервисов. http://edu-home.ru/
Другим, таким же малобюджетным инициативным проектов стал проект на базе популярного сервиса Google.Map, направленный на развитие безбарьерной среды в городах и странах СНГ «Без барьеров» ( http://www.barierovnet.org/). В настоящее время это один из наиболее востребованных и популярных ресурсов для широкого круга людей, открытый для развития и участия любого жителя страны и любой НКО.

Какие еще решения пока не упомянуты для использования в малобюджетных и партизанских кампаниях? Список может быть бесконечно длинным и зависеть исключительно от профессионального самоопределения НКО. Вот символическая десятка наиболее актуальных инструментов, которые, как в конструкторе можно собрать в интересный и эффективный способ решения той или иной социальной проблемы.

1. Продвижение актуальной социальной темы на базе аккаунтов русскоязычного сегмента микроблога Twitter, любых других популярных блогхостингов.
2. Продвижение социально-значимой стратегической темы через Wiki-ресурсы
3. Продвижение темы, события, акции через группы в социальной сети (Vkontakte.ru, Facebook.com, и т.д.)
4. Создание социальных карт на базе Интернет-решений (Google.map, Яндекс.Карты)
5. Разработка, создание и продвижение вирусного видео (репортажное и любительское видео, съемки с мест событий, акций, проблемных точек и т.д.)
6. Создание уникального контента на основе обработки данных и анализа открытых источников с их активным распространением как новой, демонстрирующей значимость поставленной НКО информацией о проблеме. Иногда собственный репортаж в своей ленте новостей на сайте на основе материалов с интервью первых лиц государства по центральным каналам может сделать в регионе больше, чем дорогостоящая акция в центре города.
7. Разработка и реализация информационной рекламной кампании на базе ambient-media – использования окружающей среды, городской среды, особенностей архитектуры, конструкций и т.д.
8. Организация инсталляций, посвященных социальной проблеме в местах массового пребывания людей.
9. Проведение акций прямого действия, направленных на получения журналистами и пользователями уникального контента и возможностей соучастия в реальном или Интернет-формате.
10. Размещение полезной и конкретной социальной рекламы как основы для публичной активности вокруг мест размещения сообщения или партизанское (трактуется законом как хулиганство) дополнение существующей коммерческой рекламы новым, более полезным и социально-актуальным содержанием. Именно таким образом действует уе знаменитое движение «Овощам нет».

И так далее.
Некоторые примеры видео и презентаций можно посмотреть здесь: 1soc.ru, раздел Библиотека, Статьи, «Партизанские и малобюджетные рекламные кампании для НКО».
Кроме этого, презентации упомянутых организаций: Google, Ecowiki, Greenpeace и т.д. можно увидеть здесь: http://1soc.ru/news/view/1619